Нравственная культура
Нравственная культура в Тхэквондо
Широта восприятия и различное толкование нравственнои? культуры очень часто трудны для понимания западным умом ввиду того, что это — аспект Восточнои? Философии, которои? пронизана жизнь восточного человека. Одним словом, это попытка и процесс становления образцовои? личности, по- добно Конфуцию (552-479 гг. до н.э.).
Чтобы стать такои? личностью, каждыи? должен, прежде всего, наи?ти себя и приобрести такие нравственные качества, которые бы уважались всеми. Этого можно достичь только путем постояннои? духовнои? практики.
Конфуции? говорил: «Чтобы развить чувство нравственности, каждыи? должен обращаться к другому с честностью и искренностью, основанными на справедливости и полностью подавлять злые мысли».
І
Каждыи? из нас хочет жить в свободном и мирном обществе, частью которого мы являемся. В то же время, строить такое общество — наша обязанность.
Лао Цзы говорил: «Лучшии? правитель — тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому тот, кто не заслу- живает доверия, не пользуется доверием у людеи?. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела и народ говорит, что он следует естественности.»
В Тхэквондо основнои? акцент делается на нравственнои? культуре. Как древние греки развивали «в здоровом телездоровыи? дух», так и занимающиеся Тхэквондо основное внимание должны уделять дисциплине.
Без сомнения, нижеследующие уроки трудны для полного понимания, но, тем не менее, серьезно занимающиеся Тхэквондо должны прочитать, воспринять и постараться усвоить основные принципы нравственнои? культуры:
А. Возвратиться к изначальнои? природе — Мен Цзы высказал мысль, что человек изначально хорош.
Даже безжалостныи? грабитель, проходя мимо невинного ребенка, которыи? вот-вот упадет в колодец, постарается спасти, забывая о свое?м намерении ограбить дом. Эти добрые чувства угасают от жадности к деньгам или власти.
В. Быть добродетельным — трудно определить, что такое добродетель. Однако, существует пять человеческих качеств, которые с давних времен определяются как добродетель: гуманность, справедливость, приличие, мудрость и доверие. Чтобы быть добродетельным, человек должен постоянно использовать и развивать эти чувства.
Конфуции? говорил: «Добродетель — это как Полярная зве- зда. Все звезды вращаются вокруг нее? в определенном порядке». Отсюда следует, что люди будут окружать добродетельного человека, и это будет способствовать улучшению общества.
Гуманность
Способность ощущать печаль по причине несчастья ближних и любить их так, как родители любят своих детеи?.
Конфуции? определил гуманность следующим образом:
- Любить людеи?, особенно собственных родителеи?.
- Не заставлять других делать то, что сам бы не делал.
- Вести себя естественно, соблюдая правила приличия
и развивая чувство нравственности.
- Иметь непреклонное желание сделать то, что счита- ешь правильным, несмотря на то, какими бы ничтожными не показались результаты по сравнению с затраченными усилиями.
- Ценить честь других выше собственнои?.
- Ставить свободу других выше собственнои?.
Он говорил, что для того, чтобы осуществить гуманность, каждыи? должен:
- Практиковать ежедневно предельную скромность, внимание, осторожность.
- Посвящать себя работе в большом и малом.
- Проявлять искренность и сердечность ко всем и всегда.
Справедливость
Способность чувствовать стыд за некрасивые поступки и выполнять свои? долг перед другими.
Мен Цзы говорил: «Для отдельного человека жизнь и смерть — важнее всего в жизни. Однако для некоторых людеи? жить и умереть за справедливость гораздо важнее, чем собственная жизнь и смерть».
Справедливость хорошо определена в поступке одного генерала, описанном в книге «военное руководство» около 2400 лет назад.
Генерал делил все трудности вои?ны вместе со своими солдатами и однажды, когда они находились на берегу реки, адъютант принес генералу графин с вином. Генерал взял графин и медленно вылил его содержимое в реку на глазах у озадаченных солдат, а затем предложил им отведать вина вместе с ним, выпив по глотку речнои? воды.
Мен Цзы определял справедливость как фундаментальную сущность человеческого бытия.
Согласно Сун Цзы «справедливость – это основнои? элемент нравственного образования наряду с приличием».
Конфуции? говорил: «Справедливость является тои? опорои? гуманности, которая делает ее? вершинои? добродетели».
Приличие
В отличие от животных, борющихся за пищу, учтивыи? человек скорее предложит другому кусочек хлеба, даже если будет умирать от голода, поскольку обладает уважением и хорошими манерами.
Конфуции? говорил: «Приличие должно практиковаться для развития собственнои? индивидуальности; а тот, кому не хватает искренности в словах, не может считаться воспитан- ным человеком.»
Он также говорил: «Почитание без знания приличии? переходит в назои?ливость. Осторожность без знания приличии? переходит в бунтарство. Прямота без знания приличии? переходит в грубость».
Приличие — это термин, которыи? определяет нормы по- ведения между людьми с различным социальным статусом.
Мудрость
Способность рассудить, что правильно, а что ошибочно; и нет необходимости рассматривать эту тему вообще.
Мудрыи? человек однажды сказал своему сыну: «Нет такого маленького дела, в котором бы ты не смог ошибиться; но, с другои? стороны, ты должен делать дело правильно, каким бы малым оно ни казалось».
Доверие
Способность держать данные слова и обещания, не только перед своими друзьями, но и перед всеми. Без доверия личность теряет все принципы и достоинства и становится лгуном и об- манщиком.
II
Как человек может раскрыть свою человеческую природу?
Существует два пути, посредством которых человек сможет наи?ти себя:
— во-первых – это сохранять доброту, данную ему Богом или Небом от рождения;
— во-вторых, отказаться от жажды к материальным благам.
Человек может занять две позиции во время жизни
В основном существует две позиции:
1) пять сущностеи?, данных Небом и объясненных выше;
2) данная людьми, такая как кабинет министров, начальник отдела и т.п.
К сожалению, человек часто много значения придает тому
положению, которое он занимает в мире и которое преходяще, в лучшем случае, поскольку то, что дается людьми, ими же может отобраться. С другои? стороны, то, что дано Небом, вечно.Поэтому нет необходимости говорить о том, что отбросить мирские ценности, чем находиться в состоянии балансирования.
Тем самым человек дает хорошии? пример другим для подражания. Без должного руководства, человек легко может пасть жертвои? соблазна личного могущества и богатства, прибегая к неэтичным средствам для достижения своих личных амбиции?. В конце концов такои? человек становится тираном, диктатором и врагом людеи?.
Согласно Конфуцию, благородныи? и любящии? человек не имеет врагов. Поэтому гуманность – это первая добродетель, подобная сильнои? и безопаснои? крепости.
Жадность ненасытна
Тот, кто довольствуется тем, что имеет, самыи? богатыи? человек в мире. С другои? стороны, тот, кто имеет все и желает большего, все же остается бедным. Человек, ослепленныи? алчностью, не только впадает в коррупцию, интриги и эксплуатацию других, но и, что хуже всего, он занимает позицию «друг борется против друга, отец – против сына», и, наконец, ничем не отли- чается от животного.
Истинная правда заключается в одном старом высказывании, что правдивыи? человек не может быть богатым, а богатыи? человек не может быть правдивым.
Согласно древнему афоризму, «корень всех несчастии? лежит в постояннои? материальнои? неудовлетворенности». Поэтому нет лучшего пути для самоудовлетворения и человеческого роста, чем постоянное развитие его основнои? природы.
Быть скромным
Сорная трава держит свою голову высокомерно, тогда как зрелыи? колос склоняет свою голову в смиренности. Лао Цзы учил, что высшая добродетель подобна долине, в которую устремляются все водные потоки. Добродетельныи? человек пользуется почитанием других по отношению к нему, тогда как эгоист становится презираем другими и оказывается в одино- честве. Быть скромным — значит не впадать в мелкие ссоры, а быть подобным величественнои? реке, которая орошает окру- жающие ее поля.
Самокритика
Никто не становится мудрым с момента рождения. Будучи людьми, мы имеем много недостатков и склонны совершать ошибки. Однако, обладая необходимыми знаниями, мы учимся исправлять эти недостатки.
В конце концов необходимо стремиться стать совершен- ным человеком. Для этого главное не строить идиллии? в обучении, а критически оценивать самих себя.
Говорят, что Конфуции? и его ученики практиковали самокритику ежедневно по три раза в день, повторяя нижеследующее:
- Пренебрег ли я просьбами других людеи? из-за эгоизма?
- Отношусь ли я искренне к своим друзьям?
- Вдохновлял ли я своих друзеи? уверенностью, сам будучи неуверен?
- Не забывал ли я практиковаться в добродетели?
- Ошибался ли я в учебе?
- Избегал ли я поступать по справедливости?
- Исправлял ля я свою ошибку сразу же, как осознал еесовершение?
Быть мягким
Свет не имеет формы и мягок, поэтому он может освещать и давать тепло даже глухим закоулкам. Так как вода может заполнять любои? объем и принимать любую форму, она может лучше служить для поддержания жизни и существования вещеи?. Однажды вода стала частью океана, в котором даже величаи?шии? корабль подобен всего лишь листу и это внушает благоговеи?- ныи? трепет, поскольку, если его разбудить, он победит высочаи?шие горы.
Если кто-то решит, что он самыи? сильныи?, то вскоре он встретит еще более сильного. Даже слабое деревце может противостоять силе ветра, будучи мягким и гибким, но разрушается, становясь старым и хрупким. Этот же принцип применим и к человеческои? жизни.
Почитать старших
Если сын почитает родителеи?, то младшии? брат будет почитать старшего брата; человек всегда должен почитать старших. Это человеческое качество во многом отличает человека от животных.
Мен Цзы говорил, что в человеческом обществе три вещи имеют значение: положение, возраст и моральная честность. В правительстве важнеи?шим является положение; в общине – возраст; а для руководителя — моральная честность.
Деи?ствительно не бывает детеи? без родителеи? и молодого поколения без старого. Обществу и нации не избежать хаоса без культуры и социальныи? порядок должен основываться на почитании знании? и мудрости старших.
Уважение прав других
Критика тех, кто лучше, посягательство на чужое и при- сваивание себе чужих заслуг отличает бессовестного человека. Помочь другим развиться и добиться успех в жизни – это уже награда и не нужно ничего требовать себе взамен.
На протяжении всеи? истории человечества те люди, которые стремились к признанию за счет других и деи?ствовали из собственнои? алчности, навсегда покрывали себя позором и отмечались печатью стыда.
Быть справедливым
Быть корректным и искренним — значит прожить свою жизнь правильно. В одном старом повествовании рассказывается: «Для большинства людеи? жизнь имеет наибольшее значение, а смерть более всего пугает». Однако справедливыи? человек ценит справедливость выше собственнои? жизни и скорее готов умереть, чем допустить несправедливость. Такие выдающиеся личности, как Бек И Сукцзе в Китае, Сунг Сам Мун в Корее и Е?шида Шоинг в Японии – все выбрали смерть в защиту справедливости и оставили потомкам пример для подражания.
Бек И Сукцзе жил в период династии Чоу около 2000 лет до н.э. Когда Император My свергнул двадцать седьмого Императора, известного тирана, он отказался служить новому Императору, которыи? узурпировал трон посредством силы, а не закона; он обрек себя на смерть в самоизгнании в горах Суянг.
Сунг Сам Мун был министром в период правления Императора Се Чжона, которыи? ввел Хангыл (кореи?скии? алфавит) в XIV веке. После смерти Императора на трон взошел его сын — молодои? Дан Чжон; его дядя Се Чжо устроил заговор противмальчика-Императора и захватил власть. Министр Сунг впоследствии был казнен, поскольку постоянно протестовал против незаконных деи?ствии? Императора Се Чжо.
Е?шида Шоинг, один из верноподданных, также был казнен, когда военное правительство Доку Кава пыталось сверг- нуть монархию Меи?цзы.
Быть бережливым
С давних времен чрезмерная роскошь и удовольствия приводили к падению королеи? и целые нации, и история содержит много тому примеров. Люди и, в частности, руководители должны жить в скромности и умеренности. В старои? поговорке говорится: «Если вылить грязь в верхнем течении реки, то скоро она станет грязнои? и в нижнем течении«.
Расточительныи? руководитель, воздеи?ствуя на своих подчиненных, заставляет их увеличивать налоги и взятки. В период династии Ли в Корее королевскии? инспектор Ли Монг Ен, путешествуя по стране инкогнито, был приглашен на обед к известному губернатору. В середине пира он прочитал его известные стихи:
Сладкое вино ты пьешь из роскошных кубков,
Которое течет из ран людеи? от непосильного труда. Нежное мясо на нефритовых блюдах — из их ноющих отболи тел.
Когда ты радостно смеешься, они горько плачут. Чем громче твои песни, тем жалобнее их скорбь.
Губернатор и его окружение поняли правду, заключенную в стихах поэта и сошли со сцены.
Быть осмотрительным
В каждом деле, которое он делает, человек не должен проявлять импульсивность и беспечность, но необходимо быть терпеливым и вдумчивым. «Тот, кто деи?ствует не думая, в скором времени пожалеет об этом«, — предупреждает древняя пословица.
Соответственно в случае, когда речь идет о важном назначении или наказании, не следует принимать поспешное решение, а необходимо все взвесить честно и объективно.
Знать правду счастья
Лао Цзы указывал, что природа основана на гармонии в контрастах. Например, существуют две силы — Инь (женская) и Ян (мужская). Другие контрасты: твердое и мягкое, длинное и короткое, ночь и день, наполненность и пустота, холод и тепло, большое и малое, красивое и уродливое.
Все в этом мире взаимосвязано. Страдание уступает место счастью, за радостью приходит печаль. Богатство и власть не нужны для счастья. На каждого богача приходится несчетное число бедняков, на каждого тирана – множество угнетенных.
Мен Цзы определил счастье в жизни тремя пунктами:
- Здоровье родителеи? и гармония в семье.
- Жить с гордостью и честью за правильное поведение.
- Учить молодых становиться достои?ными и полезнымичленами общества.
Пусть ваши поступки говорят о Вас
Даже искушенныи? оратор способен ошибиться в своем многословии. Закрытыи? рот может спасти рыбу от крючка, асекрет от врага. Говорить только то, что думаешь – вот что отличает культурного человека. Люди говорят в основном ради хвастовства или чтобы возвыситься над другими.
Человек добродетельныи? выражает себя посредством дел, а не через слова. В древние времена эффективным было обучение личными делами учителя, а не словами.
Развивать душевныи? покои?
Чистыи? пруд становится грязным, если воду в нем взмутить и остается в нетронутом виде, если его не тревожить. Говорят, что безветрие побеждает знои?. Несомненно, Вы сможете выдержать самыи? нестерпимыи? летнии? знои?, если будете сидеть спокои?но и сосредоточенно. Наоборот, если вы будете много двигаться и подставлять замерзшее тело теплу, то вы получите некоторое облегчение, но ненадолго.
Мы можем достичь состояния душевного покоя посредством медитации, освобождая наш ум от мелких мыслеи? и возвращаясь к естественному состоянию человека. В отличие от буддизма и Дзэн, медитация а Тхэквондо не преследует цели полного разрыва с миром, а, скорее, это активныи? момент рассмотрения собственных ошибок в тишине и уединении со своими мыслями через раскаивание продолжить самоусовершенствование.
Этот активныи? мыслительныи? процесс в тишине называется «Jung – Joong – Dong».
Укреплять дух
Человек сильных убеждении? не испытывает сомнении? и страха. Допуская ошибки, он имеет моральные силы признатьих и становиться еще? более сильным в случае, если считает себя правым.
Сильные убеждения приобретаются через расширение и углубление «Ки» — духа. Ки — это форма активнои? энергии, которая заполняет каждую клетку и орган, тогда как «Чи» — побуждающая сила: первая двигает, вторая руководит. Если Ки воспитывается с большои? заботои? и стремится к росту, основываясь на гуманизме и справедливости, она повышает энергию и может заполнить и небо, и землю и дает возмож- ность человеку достичь новых высот, так Мен Цзы наставлял своих учеников.
В процессе практики уровень Ки помогает нам сохранить наш ум ясным и бдительным, когда жизненные дела становятся напряженными и путанными.
Быть преданным делу
Как медитация для верующих, концентрация и посвяще- ние себя для артиста, упорство для рабочего, так и моральная (нравственная) культура – для практикующих воинские искус- ства.
Другими словами, решительное посвящение себя инте- ресам дела является источником жизни и силы.
Развитие духа, поэтому, не является монополиеи? одного человека.
Фактически, уверенность и усилия по созданию доверия и само доверие делают возможным достижение конечнои? цели.
Рассмотренная нравственная культура, будучи двигаю- щеи? силои?, заставляет каждого посвятить себя работе, какои? бы она ни была, так что жизнь и работа становятся одним.
III
Короче говоря, мы можем радоваться великои? свободе деи?ствии?, защищая нашу природу и делая себя невосприимчи- выми к соблазнам власти, денег и секса. Личность, которая добилась этого состояния саморазвития, иногда называется «Святои?».
Для простого смертного это может показаться недости- жимым. Покорение гор начинается с одного широкого шага; океан начинается из маленького ручеи?ка.
Древняя пословица гласит: «Где есть воля, там есть дорога. Никто не смотрит вдаль, когда дорога под ногами. Даже небо можно сдвинуть, если посвятить себя этому».
С сильнои? волеи? и спокои?нои? уверенностью это в силах каждого, кто хочет сделать усилие.
Эта нравственная культура неразрывно связана с Тхэквондо не только для достижения самых высоких целеи? Тхэквондо и развития силы, техники и уверенности в себе, но и воспитания характера. Без этого инструктор будет виновен в прививании разрушительнои? силы тем, кто позже, гордыи? своим умением мог бы использовать эту технику для достижения личных амбиции?. Большинство мастеров Тхэквондо и инструкторов склонны ставить акцент на нравственнои? культуре, более чем на физическои? стороне тренировок.
Ниже перечислены требования для серьезно занимающихся Тхэквондо, работающих в структуре ИТФ:
- Перед тем, как принять в школу желающего заниматься, следует тщательно изучить его духовные ориентиры и ценности.
- Необходимо ориентироваться на патриотизм, послушание, благовоспитанность, дисциплину.
- Личные моральные качества, искренность и техника должны приниматься во внимание при присвоении высших рангов.
- Если обладатели высоких рангов будут уличены в драке, то они должны быть наказаны местнои? ассоциациеи?.
- Все черные пояса должны быть зарегистрированы местными ассоциациями и ИТФ.
Генерал Чой Хонг Хи